МБДОУ д/с №19 Красная Шапочка

Создание условий для самостоятельной игровой деятельности

203674ee4da9ce557f562009269ec383.jpg

 

Сегодня, когда общество вступило на новый путь развития, система образования, которая выполняет   социальный заказ общества, тоже меняется.

Первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, их индивидуальности. Слово «творчество» в общественном смысле означает поиск, изображение чего-то такого, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Но творчество – это не только создание нового в материальной  и духовной культуре, это, прежде всего, совершенствование человеком самого себя в духовной сфере.

Ребенок с самого раннего возраста стремится к творчеству. Лев Семенович Выготский писал: «Творческие процессы лучше всего выражаются в играх детей. Играющие дети, представляют собой примеры самого подлинного, самого настоящего творчества».

Театрализованная игра является одним из видов творческих игр в ДОУ.

Театрализованная игровая деятельность и творчество ребенка тесно связаны между собой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, и лучше всего  ребенок может сделать это в театрализованной игре. Она позволяет знакомить детей с окружающим  миром  через образы, краски, звуки. Большое влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет их использовать как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь сказочному герою легче довериться и слушаться его приятней. Театрализованные игры – прекрасный способ раскрепостить ребенка и раскрыть его творческий потенциал. Театрализованная игровая деятельность помогает воспитателю создать интересную, радостную и непринужденную обстановку в группе. Но чтобы увлечь детей театрализованной деятельностью, необходимо создать соответствующую предметно – развивающую среду, опирающуюся на следующие принципы.

1. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Это дает возможность детям свободно играть в соответствии с желаниями и интересами, не мешая друг другу.

2. Принцип активности, позволяет стимулировать познавательную деятельность ребенка и его активность.

3. Принцип свободы и самостоятельности, который предоставляет ребенку возможность выбирать то, что ему нравится сейчас: подражать создавать новый образ, воспринимать.

4. Принцип новизны, позволяющий преодолевать однообразные среды.

5. Принцип иллюзии жизненной правды, помогает создать условия для деятельности как будто с настоящими предметами, а не с бутафорией.

Учитывая эти принципы, мы создали в каждой группе уголки для театрализованной игровой деятельности детей в соответствии с возрастными особенностями и интересами.

Игра имеет особое значение в жизни младших дошкольников. Здесь театрализованная деятельность проходит через все режимные и учебные моменты. Основа этой деятельности – русский фольклор. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сказок, потешек,  прибауток, приговорок, колыбельных песен способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающей действительности и их познавательному развитию. Маленькие дети лучше понимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами. В первой младшей группе воспитатели особое внимание уделяют предметно – развивающей среде, способствующей развитию интереса у детей к театрализованной игровой деятельности. Воспитатели используют в своей  работе фланелнграф, театр игрушек – фигурок, родители изготовили картонажный театр. Постепенно виды используемых театров расширяются. Во второй младшей группе мы используем театр масок, пальчиковый театр, куклы би-ба –бо.

В средней группе дети продолжают учиться кукловождению, учатся управлять картонажным театром, а также совершенствуют свое актерское мастерство в играх – драматизациях, спектаклях по известным сказкам. Сказка во все времена имела огромное влияние на детей. А если ещё ребенок выступает в роли: актера и даже зрителя, то это тоже игра, творчество.

Совместно с родителями, так как художниками по костюмам в основном они являются, мы ставим спектакли по различным сказкам.

В прошлом учебном году воспитатели старшей группы работали над проектом «Что за прелесть эти сказки!». Проект предусматривал совместную работу ДОУ и семьи по театрализованной игровой деятельности. Воспитанники вместе со своими семьями знакомились с русскими народными сказками, изготавливали кукол  для разных видов театра: пальчикового, перчаточного, би-ба-бо, атрибуты к спектаклям, Итогом этой деятельности стал семейный праздник-фестиваль, включающий викторину, небольшие сценки из сказок, поставленные семейными коллективами и детский спектакль по мотивам сказки «Заюшкина избушка».

Интерес  у детей к театрализованной игровой деятельности воспитатели развивают не только в культурно-досуговой деятельности, но и в учебной. Куклы приходят к детям на занятия, и в в исследовательской, экспериментальной  деятельности помогают детям лучше усваивать знания.

 Одновременно с этой работой продолжается  знакомство с разными видами театра: теневым, театром масок, совершенствуется мастерство в управлении картонажным театром.

Начиная со второй младшей группы в свободной деятельности воспитатели проводят занятия  по театральной деятельности. Они занимаются с детьми речевыми упражнениями, учат детей общению, включают упражнения, развивающие мимику, и пантомимику, знакомятся с историей театра, усваивают правила поведения в театре.

В  этой работе мы опираемся  на методические пособия Анатолия Васильевича Щеткина «Театральная деятельность в детском саду». Занятия в этих книгах подобраны по возрастам от 3-х до 7-ми лет.

Конечно, в условиях сокращенного  режима пребывания детей все занятия по системе Щеткина не проводятся, но основных принципов работы воспитатели придерживаются.

Обучение приемам кукловедения начинается с пальчикового театра.  Кукольный  театр из-за ширмы  вызывает особый восторг. Сначала мы обратили внимание на это, когда  к нам приезжали профессиональные актеры. Потом стали  ставить  кукольные спектакли силами  воспитателей. Успех таких спектаклей превосходит все ожидания. Наши дети показывают себя как хорошие зрители. Они умеют слушать и слышать, смотреть и сопереживать.

Театрализованная игровая деятельность детей  находит непосредственное применение  в праздниках, досугах, развлечениях.  Дети под руководством воспитателей, музыкальных руководителей показывают небольшие этюды, сценки из сказок, устраивают игры-пляски, водят хороводы. Здесь непременно  используются  костюмы для ряжения, атрибуты персонажей, шапочки или маски.

Дети совместно с воспитателями, а часто и с родителями участвуют в подготовке к праздникам и спектаклям. И эта работа  доставляет им не меньшее удовольствие, чем спектакль или праздник. Ведь в ней также можно проявить свое творчество и фантазию.

Раскрыть творческие способности детей, привить интерес к театрализованной игровой деятельности могут только увлеченные педагоги. В нашем детском саду театрализованной деятельностью заняты не только педагоги, но и другие сотрудники детского сада (помощники  воспитателя, повара, сторожи, завхоз и другие), которые неоднократно выступали и выступают в различных ролях, способствует  тому, что дети и родители с удовольствием занимаются театрализованной деятельностью.

Таким образом, театрализованная деятельность не только наполняет жизнь наших воспитанников интересным содержанием,  предоставляя возможность каждому ребенку пережить радость творчества, но способствует раскрепощению и повышению самооценки, обеспечивает эмоциональный комфорт, помогает овладеть своим телом, совершенствует речевой аппарат, развивает речь. Дети учатся сопереживать, тоньше чувствовать и познавать окружающий их мир.

Старший воспитатель Перцевая Н.Л.

4 апреля 2013 в 15:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.